Цель социально-педагогической работы:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основными задачами являются:
обследование семей с целью выявления трудностей и конфликтных ситуаций, отклонение в поведении детей и других членов семьи;
установление их причини поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;
осуществление патронажа детей из неблагополучных семей и семей «группы риска»;
консультирование у различных специалистов по проблемам семьи и детства;
тесное сотрудничество с общественными организациями;
индивидуальная работа с детьми и семьями, нуждающимися в особом педагогическом внимании;
социальная защита прав ребенка;
социальная поддержка детей и подростков;
профилактика безнадзорности и правонарушений;
успешная реализация образовательно-воспитательных целей и задач нашей школы.
Обязанности школьного социального педагога:
представлять и защищать интересы учащихся в органах законодательной и исполнительной власти;
делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей;
информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;
правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка, нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту;
социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков, юристов и другие службы.
Работа социального педагога идет по 5 направлениям:
1. Учебно-методическая работа.
Изучение литературы по социальной педагогике;
Знакомство с периодической печатью;
Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.
2. Работа с семьей.
Дифференциация семей по категориям;
Организация взаимодействия социальных служб для разрешения возникающих конфликтов;
Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров;
Посещение на дому семей группы риска, семей опекаемых детей;
Консультативная помощь родителям.
3. Работа с детьми.
Изучение занятости детей во внеурочное время.
Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов;
Уделять особое внимание детям, находящимся под опекой.
Ведение индивидуальной работы с «трудными детьми», с детьми из семей группы риска.
4. Работа с классными руководителями.
Классный руководитель должен владеть полной информацией о каждом ребенке своего класса, о семье, в которой он воспитывается. В случае сложной ситуации информировать социального педагога и администрацию образовательного учреждения.
Посещение семей, дети которых оказались в сложной жизненной ситуации вместе с социальным педагогом.
Работа с учителями по обеспечению индивидуального подхода в воспитании детей с целью преодоления ими школьной дезадаптации.
Совместные встречи и беседы с родителями.
Консультативная помощь для классных руководителей.
5. Взаимодействие социального педагога с социальными службами.
Организация встреч ребят с работниками правоохранительных органов с инспектором по делам несовершеннолетних.
Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с педагогом, психологом.
Подключать к работе с неблагополучными семьями центры помощи семье и детям.